Femme Fatale: 10 фильмов о роковых женщинах. Героини Хичкока, Верхувена, братьев Вачовски и другие красотки с побочными эффектами
Главные фильмы о женском коварстве — от классических нуаров до эротических триллеров девяностых
1. Головокружение (1958) Альфред Хичкок
2. Связь (1996) братья Вачовски
3. Последнее соблазнение (1994) Джон Дал
4. Жар тела (1981) Лоуренс Кэздан
5. Основной инстинкт (1992) Пол Верхувен
6. Роковая женщина (2002) Брайан Де Пальма
7. Дикость / Дикие штучки (1998) Джон МакНотон
8. Роковое влечение (1987) Эдриан Лайн
9. Леди из Шанхая (1947) Орсон Уэллс
10. Дьяволицы / Дьявольские души (1955) Анри-Жорж Клузо
1. Головокружение (1958) Альфред Хичкок
Лучший фильм на свете по мнению экспертов, опрошенных журналом Sight & Sound, оказывается еще и одним из самых глубоких исследований выбранной нами темы — и источником, из которого будут черпать многие герои нашего списка. Главный герой — детектив со стремительно развившейся боязнью высоты и по ходу фильма все сильнее и сильнее запутывающийся в одной-единственной женщине. Она симулирует сумасшествие и смерть, он видит ее повсюду, а когда обнаруживает рядом с собой, оказывается не в силах держать обиду. Особенность истории по отношению к многим из представленных — в том, что виновницу проблем можно с таким же успехом считать жертвой. Не хочется подытоживать рассказ о «Головокружении» словами о превратностях любви, но столько лет прошло — уже, пожалуй, можно.
2. Связь (1996) братья Вачовски
Первый фильм семейного предприятия Вачовски — которые тогда еще были братьями и еще не были «создателями "Матрицы"». К реинкарнации нуара эти двое подошли с уже тогда заметной гендерной фигой в кармане, к тому же модной по меркам девяностых: подружка мафиози втягивает в свой хитрый план не какого-то простака, а крепко сбитую Джину Гершон, которая шпатлюет стены в соседней квартире. Одна носит майку-алкоголичку и умеет чинить засор в унитазе, вторая не выходит из дома без красной помады и шепчет, как Рената Литвинова. Вместе они — олицетворение лозунга Girl Power и символ десятилетия не хуже дуэта Траволты и Турман. Кому этого мало — тут уже можно наблюдать черты фирстиля режиссеров, например эффектное использование телефонного аппарата. Завораживающий, незабываемый фильм.
3. Последнее соблазнение (1994) Джон Дал
Наглядный пример того, как с эволюцией жанра женщина все больше превращалась в wet dream: Линда Фьорентино играет здесь сверхъестественно холодную сучку в бегах, с ее языка пулеметной очередью летят отточенные сценаристами реплики, а шелковая блузка и юбка-карандаш не теряют свежести, сколько бы их ни задирали мужские руки. В отличие от других образцов жанра, постепенно нагнетающих саспенс, в «Последнем соблазнение» мы узнаем о коварстве героини за первые десять минут: муж, провернув под ее руководством наркоаферу, отправляется в душ, а она — в дверь с сумкой выручки. Вроде бы, все карты на столе, остается лишь наблюдать, как ее настигнет расплата — но на следующие полтора часа у режиссера Даля куда более изощренные планы. Впрочем, мораль неизменна: если на тебя, провинциального парня со славным лицом, вдруг свалилась роскошная женщина без трусов, не стоит наивно рассчитывать, что господь услышал твои молитвы и послал тебе счастье.
Славой Жижек: Femme fatale в неонуаре 1990-х «Последнее соблазнение»: https://vk.com/wall-52526415_29050
4. Жар тела (1981) Лоуренс Кэздан
Образцовый неонуар, запустивший сразу три голливудских карьеры. Во-первых, это режиссерский дебют Лоуренса Касдана, который до этого сочинил сценарии ко вторым (то есть V) «Звездным войнам» и первому «Индиане Джонсу», а в будущем снимет «Я люблю тебя до смерти» и «Французский поцелуй», но так и останется скорее сценаристом, чем режиссером. Во-вторых, будущего секс-символа восьмидесятых Кэтлин Тёрнер. В-третьих — Микки Рурка, который проводит на экране примерно пять минут в середине фильма и запоминается чуть ли не больше всех остальных (на рейтинговых киносайтах «Жар тела» считается его лучшей ролью после «Рестлера»). Как и положено дебютантке, Тёрнер тут играет всем телом, заманивая в пучину липкой страсти немного ошалевшего от счастья Уильяма Херта: у него усы и худо-бедная адвокатская практика, у нее роскошный дом, узкие бедра и опостылевший муж-мафиози. На пороге восьмидесятых Касдан ведет себя не менее уверенно, чем Де Пальма: лихо снимает с хичкоковского ракурса, как мужская ладонь проникает под женскую юбку и, в принципе, довольно остроумно выдает все содержание фильма в первой сцене. Жар тела, огонь в груди и страсть, которая кажется роковой, но искренней ровно до того момента, как на стол ляжет поддельное завещание.
5. Основной инстинкт (1992) Пол Верхувен
Вряд ли кому-то надо объяснять, что такое «Основной инстинкт»: классика жанра и не в последнюю очередь крайне успешная попытка Верхувена переосмыслить в Голливуде свои же фрейдистские идеи десятилетней давности («Четвертый мужчина» его голландского периода — подпункт к этому списку). Кэтрин Трэмелл в исполнении Шерон Стоун уж точно не нуждается в представлении и детальном описании. Манящая, дразнящая, сексуальная, манипулирующая мужчинами — она сама квинтэссенция роковой женщины. Превосходная роль в шедевральном эротическом триллере. Еще никогда сексизм не выглядел так привлекательно — это достойно того, чтобы пересмотреть фильм свежим взглядом.
6. Роковая женщина (2002) Брайан Де Пальма
Принято считать, что Де Пальма — самый очевидный кандидат для этого списка в разделе «Восьмидесятые», но, по иронии, он никогда не эксплуатировал дух той эпохи так дерзко и беспардонно, как двадцать лет спустя в «Роковой женщине». Вызывающий неонуар про лихую воровку как будто издевается над зрителем по всем фронтам: в завязке Ребекка Ромейн крадет драгоценности с полуголой красотки, зажав ее в порыве страсти в туалете Каннского кинофестиваля. Дальше — хлеще: подмена паспорта, путешествие через Атлантику и обратно, смена личности, былые подельники, кровь, любовь, чемодан денег и красивые ноги. В принципе, какие претензии вообще можно предъявлять фильму, который так нагло подмигивает тебе, начиная с самого заголовка.
7. Дикость / Дикие штучки (1998) Джон МакНотон
Эротический триллер с элементами детектива снял американский режиссер Джон МакНот в 1998 году по сценарию Стивена Питерса. Официальным русским слоганом фильма считается фраза: «Ее красота требует грандиозных жертв!». Однако были и другие, например: «Стань диким», «Они прекрасны, но опасны», «Будь диким. Будь грешным. Будь осторожен». МакНотон заигрывает с излюбленным приемом Хичкока (до конца водить зрителя за нос на тему, кто жертва, а кто преступник) до такой степени, что изумлению нет предела, а расстановка сил на глазах меняется несколько раз. Не самый великий фильм на свете, но покажите нам человека, который откажется посмотреть на постельную сцену с участием молодых Мэтта Дилона, Нив Кэмпбелл и Дениз Ричардс.
8. Роковое влечение (1987) Эдриан Лайн
Перед тем, как снять «Лолиту» с Джереми Айронсом (тоже, кстати, про роковую будущую женщину), режиссер Лайн был одним из главных специалистов по кинохитам про полуголых красоток с химзавивкой — с 83-го по 87-й у него подряд вышли «Танец-вспышка», «9 1/2 недель» и «Роковое влечение». Фильм в каком-то смысле определяющий: после него стало окончательно ясно, что Майкл Дуглас — главный герой-любовник десятилетия, а Гленн Клоуз больше всего идет играть стерв. Здесь она, правда, одновременно охотник и жертва, движимая не холодным расчетом, а скорее помутненным от страсти и мести рассудком. История классическая — о том, как один коктейль способен разрушить несколько жизней: примерный семьянин некстати заводит короткую, но бурную интрижку с роскошной дамой, готовой на все (и увы, не только в постели). Среди достижений Лайна, вписанных в историю жанра, — нетривиальное освоение кухонного пространства. Сцену у холодильника из «9 1/2 недель» помнят все, но тут есть не уступающий ей эротический эпизод верхом на кухонной мойке. А также вареный домашний кролик.
9. Леди из Шанхая (1947) Орсон Уэллс
Образцово-показательная классика нуара. Действие стартует на яхте, имеющей на борту любовный треугольник, подставное убийство, суд, побег, поиски виновного и, конечно же, здесь в наличии роковая женщина. Фильм-событие 40-х годов и сегодня не утратил актуальности и настоятельно рекомендуется к просмотру. Рыжеволосая Рита Хейворд, которая рассталась для этого фильма со знаменитыми андуляциями, превратившись в ослепительную платиновую блондинку с короткой стрижкой, сыграла здесь едва ли не самую яркую роль в своей карьере.
10. Дьяволицы / Дьявольские души (Буало-Нарсежак) (1955) Анри-Жорж Клузо
Один из главных фильмов «французского Хичкока», Анри-Жоржа Клузо, к тому же идеально подходящий для иллюстрации связи нуаров и эротических триллеров: в 1996 году в Голливуде сняли его ремейк с Шэрон Стоун и Изабель Аджани (между прочим, тоже хороший, что бы там ни говорили рейтинги). Как и в случае с Хитчкоком, любое неосторожное упоминание сюжета здесь грозит обернуться трагическим спойлером — не зря и «Дьяволицы», и «Головокружение» выросли из романов Буало-Нарсежака. Так что придется обойтись тегами: мерзкий муж, закрытая школа, бассейн, заговорщицы, лесбийская связь, помешательство, где труп, кто виноват, кто-то умер?
Текст: Ольга Страховская, Олег Баранов